Как в Иране поминают покойных

Оригинал взят у slavikap в Как в Иране поминают покойных
Оригинал взят у sajjadi в Как в Иране поминают покойных
В Иране покойника принято хоронить как можно скорее: вечером этого же дня или на следующий день, что отличает нас от России, где хоронят, как правило, на третий день после смерти. У иранцев принято поминать ушедших на третий, седьмой, сороковой дни и через год. Большинство иранских семей и сегодня придерживается традиции развешивать по своему району краткий некролог (а если семья большая и известная – его печатают в газете). Довольно часто похоронная процессия специально проходит по соседним с домом покойного улицам, чтобы все соседи имели возможность попрощаться. Вход в дом (или в подъезд городского дома) отмечают широкими лентами с надписями, извещающими о печальном событии. Родные и друзья приносят большие корзины с цветами и также ставят их у входа.

Если в России принято подавать на поминки кутью и блины, то в Иране традиционным похоронным блюдом является определенный сорт мягких, черных фиников, из которых вынимают косточки, заменяя их грецким орехом. Сверху такие финики посыпают кокосовой стружкой. Также для поминок готовят мягкую домашнюю халву (она не похожа на твердую, которую продают в российских магазинах).



Фото: The Tehran Times


Я замечал, что в России на кладбищах часто ставят отдельно рюмку водки с куском черного хлеба – для покойного. На могилы (даже на символические: на месте ДТП, например) люди приносят цветы и свечи, туда, где погибли дети – кладут игрушки и сладости. У нас это не распространено. Вместо этого принято угощать живых «в честь» покойного. Так, придя на могилу, другим посетителям кладбища часто раздают халву и сладости. А если на улице очень жарко – шербет и фрукты. Даже если нет возможности съездить на кладбище, можно приготовить «назр»: то или иное традиционное блюдо или сладость и раздать его соседям или даже незнакомым людям на улице, с просьбой помолиться за покойного. Бывает так, что семья зарезает барана. Не пугайтесь, делают это по заказу, на скотобойнях за городом, требуется только назвать примерный вес, который будет оплачен – и доставят мясо в холодильнике, полностью разделанным. Мясо потом раздают бедным семьям, а бывает, что и рабочим на соседних стройках (обычно они из Афганистана, и денег у них очень мало). Цель та же самая: чтобы люди молились об упокоении души ушедшего родственника. Наконец, деньги «на барана» можно пожертвовать в определенную благотворительную организацию, и такое деяние будет для усопшего не менее ценным.

Вечер четверга и утро пятницы считаются лучшим временем для поминовения усопших. Вот почему чаще всего «назр» раздают именно в эти часы. Бывает, что родственники по таким дням закупают в лавке большое количество сладостей и выставляют коробку, откуда каждый может взять себе кусочек халвы, например. В таких случаях говорят: «Пусть помолятся за нашего родного» или «Пусть жизнь у людей станет чуть слаще».

Кстати, «назр» не всегда связан с похоронами. Его могут раздавать, прося Бога исполнить то или иное желание (чтобы выздоровел близкий, чтобы поступить в университет и т. п.), либо в благодарность за желание, которое исполнится.

В эти же дни много людей приезжает на кладбища ухаживать за могилами. В отличие от крупных российских городов, где много церковных погостов и, соответственно, относительно много кладбищ в разных частях города, в Иране (например, в столице) кладбищ в черте города мало. Основное – Бехеште-Захра – располагается на окраине. По площади оно очень велико, ведь жителей Тегерана, в основном, хоронят именно там. Поскольку кремация у нас не принята, участки должны быть достаточно большими, чтобы полностью захоронить тело. Тем не менее, возможны и «семейные», двух- или даже трехъярусные могилы, вырытые таким образом, чтобы у семьи оставалось еще 1-2 секции на будущее. На наших кладбищах нет оград, они представляют собой ряд плоских плит (вертикально стоящие надгробия встречаются, но нечасто), практически ничем не разделенных. Богатые люди, впрочем, могут позволить себе приобрести целый склеп: помещение, внутри которого находится могильная плита.




Приезжая на могилу, родственники омывают плиту розовой водой, иногда кладут цветы и ставят свечи (и, как сказано выше, раздают сладкую халву другим посетителям кладбища), тихо молятся и читают Коран. Существует традиция посыпать могилу семечками, чтобы туда слетались птицы: кормить их – дело богоугодное, и зачтется покойному на том свете.

Хотя выше упоминались, в основном, мусульманские традиции, в Иране проживают и христиане, и евреи, и зороастрийцы. Все они имеют возможность хоронить усопших в соответствием с традициями своей религии. Так, по всему Ирану действует более 600 церквей, и там проводят соответствующие обряды (как и в синагогах). Зороастрийцы уже давно не используют «дахме» (Башни молчания), как в древние времена. Сегодня они хоронят мертвых на обычных кладбищах, но все стенки зороастрийской могилы заливаются бетоном, что позволяет телу не соприкасаться с землей (согласно зороастризму, такое соприкосновение оскверняет землю).



Польское, еврейское и зороастрийское кладбища


Сегодня на одном кладбище в Иране могут покоиться и мусульмане, и христиане, и евреи, и зороастрийцы (в этом случае, для удобства общин кладбище делят на определенные сектора, но они достаточно условны). Воистину смерть уравнивает всех нас.



Фото: Sergey Anashkevitch


Посты на похожую тему:
Свято-Николаевский собор и православное кладбище в Тегеране
Русское кладбище в Тегеране
Кладбище Сефид-Чах: возможно, первое мусульманское кладбище Ирана
Фото дня: Кладбище Халед-Наби
Экскурсия по Йезду (о Башнях молчания)