В память о выдающемся конструкторе Р.Е. Алексееве: История советских судов на подводных крыльях

Оригинал взят у rimmir в В память о выдающемся конструкторе Р.Е. Алексееве: История советских судов на подводных крыльях
Но... "Метеоры" до сих пор ходят по Неве до Петергофа, и "Кометы" от Петрозаводска до Кижей...
И все же, конечно, "густаная история": вот так в 1990-е РАЗБАЗАРИЛИ народное достояние!
Видеть, очень уж кому-то приглянулись Сормовские верфи!

Оригинал взят у paradoxov в История советских судов на подводных крыльях


«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» – названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях – это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х – 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».



Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).



Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.



Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький.



Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).



В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.



Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).



К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».



«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.



Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.



В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.



Панель управления судна:



Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».



Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.



Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.



Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький–Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.



(предлагаю также ознакомиться с очень интересным материалом про создание «Ракеты»)

Ещё одно из известных советских судов – «Комета».



«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:



«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:



К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».



Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:



Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».



Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость – 300 человек!



«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький – Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев – Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).



Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.



Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч



Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…




…и «Ласточку»



Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.



Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» – судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:




Проект «Олимпия»



Проект «Катран»



Двухэтажный монстр «Циклон»



Кладбище судов возле Перми.




Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)



Красный «Метеор» в Китае



Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.





а почему ничего нет в посте о "Зубрах" ?
или как теперь "Бизонах" ?
Памятник Р.Е. Алексееву и его творчеству очень скромно был открыт в Москве: в начале 2000-х сюда из Каспийска доставили в будущий Музей ВМФ ...совершенно секретный экраноплан "Орленок".
А еще в 1976 г. была создана отдельная 10-я авиагруппа Краснознаменной Каспийской флотилии, которая состояла из экранопланов.
В 2014 г. в США провалился национальный проект "Пеликан" - попытка создания военного экранолета, т.е. догнать СССР 1973 г.
Нижегородский политех заслужено носит ныне имя Ростислав Евгениевича.
Увы, гения гробили при СССР (уже начиналось!). В Каспийске стоит на площади экраноплан.Тоже секретный.Я видел его при испытаниях на Каспии.Фантастика.
Знаю, что конец авиаотряду поставил его командир, который либо сам, либо способствовал взрыву в кормовой части экраноплана(до сих лежит под водой у острова Чечень, хвост выглядывает). Время негодяев.