марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Советские авианосцы. Часть 2. Прерванное развитие

01/09/2017/https://aftershock.news/?q=node/568544

На фото - "Рига" у достроечной стенки на заднем фоне, на переднем - "Брежнев". 1989 год

Часть 1.("Советские авианосцы. Часть 1. Реализованное в металле.".02.10.2017/http://marafonec.livejournal.com/8522626.html/https://aftershock.news/?q=node/558255)

Главной проблемой советских авианосцев были самолёты. Не было проблемы с вертолётами - и "Киев", и "Мниск", могли нести и противолодочные, и поисково спасательные вертолёты, и вертолёты ДРЛО, позже - многоцелевые и спасательные.

Но с самолётами были проблемы.

Первой из них стал фактический саботаж ОКБ Яковлева работ по созданию семейства СВВП.

Ещё то, старое постановление Совета Министров, на основании которого создавался Як-36М, позже переименованный в Як-38, подразумевало, что после создания палубного штурмовика будет создан его двухместный учебный вариант, а затем - перехватчик, оснащённый РЛС.

Без последнего, ПВО корабельного соединения за пределами действия корабельных ЗРК превращалось в фикцию, и серьёзно (хотя и далеко не полностью, особенно в ядерной войне) обесценивало огромные и дорогие корабли.

Но этот самолёт - Як-38П, так никогда и не был создан. И, как и в случае замысловатого пути, по которому в наш мир пришли советские авианесущие корабли, этому также способствовал сложный комплекс причин.

Штурмовик был первым советским палубным самолётом. На нём же начали и наработку отсутствующего у нас опыта. Результаты были неутешительные. При полной загрузке боевой радиус самолёта оказывался меньше, чем 100 км.
Ответом стала практика взлётов с короткого разбега,увеличившая боевой радиус штурмовика до примерно 190 км, что уже давало возможность бить как по вражеским кораблям, так и по берегу с относительно безопасного расстояния.Взлёты с короткого разбега дались палубной авиации тяжело, и не без потерь. Погиб один из выдающихся лётчиков-испытателей, Олег Георгиевич Кононенко.
Но в дальнейшем этот способ взлёта стал основным для советских лётчиков-палубников. Хотя вертикальный взлёт со счетов полностью не сбрасывали, во всяком случае, это был единственный способ поднять в воздух всю авиагруппу разом, что могло быть важно в экстренной ситуации.

Исполняя постановление правительства, ОКБ Яковлева, после создания Як-38, внедрило и его двухместный вариант - Як-38У.


Но после этого работы над перехватчиком резко замедлились. Дело в том, что в 1977 году, после анализа тенденций в развитии палубной авиации, вышло Постановление Совмина о создании сверхзвукового палубного самолёта с фантастическими по тем временам параметрами. По этому постановлению, начало испытаний самолёта намечалось на 1982 год. Это было вполне нормально,потому, что к этому времени авианосцы еще только-только были бы освоены ВМФ.

И как только это постановление вышло, работы над старым семейством СВВП резко замедлились. Перехватчик, который сегодня известен как Як-38П или Як-39, который должен был дополнить штурмовики Як-38, так и не был построен. Получив новый фронт работ по сверхзвуковому СВВП с РЛС, яковлевцы просто забросили дозвуковой перехватчик, ведя работы по нему от случая к случаю.

Это был фактический саботаж всей авианосной программы. ОКБ Яковлева на позже очень сильно запоздало с началом испытаний нового самолёта, и сами испытания сильно затянулись, и не закончились до самого распада СССР.
Всё это время палубная авиация СССР оснащалась только штурмовиками, что фатально ограничивало её боевые возможности. Як-39, конечно, не мог бы вести воздушный бой ни против "Фантомов", ни, уж не говоря о бое против "Томкэтов", но осуществить перехват за пределами визуальной дальности мог бы вполне, да и "зону смерти" для американской противолодочной авиации серьёзно бы расширил - а ведь защита районов развёртывания советских АПЛ от противолодочной авиации НАТО, США и Японии было одной из задач авианосцев. Да и эскорт ударных самолётов был бы ему вполне по силам.
Но он так и не появился на свет, оставив нам только плохое шпионское фото своей модели и сделанные уже в наше время рисунки.

Со штурмовиками тоже поначалу всё складывалось непросто.

После знаменитого "сражения" двух советских АУГ в Средиземном море в 1979 году, "Минск" с авиагруппой пошёл к месту постоянного базирования, на ТОФ. Пошёл через Индийский Океан. И вот там-то оказалось, что в тропическом климате самолёты вообще не могут взлететь. Потребовалось срочно проводить модернизацию самолётов, монтировать подачу кислорода в подъёмные двигатели, чтобы обеспечить боевое применение самолётов в тропиках. Скандал с нелетающими самолётами получился настолько громким, что дошёл до высшего политического руководства.

Результатом был приказ, одобренный лично Л.И. Брежневым - задействовать самолёты в боевых действиях в Афганистане.

Так началось участие Як-38 в операции "Ромб" - боевых испытаниях советских штурмовиков. Вместе с Яками в этой операции проверялись новейшие Су-25, и если "Сухие" потом сделали "блестящую военную карьеру", то для Яков "Ромб" стал единственной боевой операцией - первой и последней.

На фото - один из "афганских Яков", в специальном камуфляже. ЛИИ им. Чкалова, Ахтубинск, 1980 г.


Полностью читать в https://aftershock.news/?q=node/568544.01.10.2017
Tags: ВМФ СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments