марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Михаил Хазин: На строительстве дорог можно очень хорошо воровать

31.10.2017/https://izborsk-club.ru/14244

В России разработана и планируется к внедрению в ближайшие годы система оплаты проезда по платным дорогам без шлагбаумов и без транспондеров. Это первый шаг к введению платы за проезд вообще по всем дорогам страны. При этом дороги России продолжают оставаться общей бедой. Михаил Леонидович, как вы считаете, почему проблемы дорог не решаются в России ни при какой власти?

– Если мы посмотрим на ситуацию последних лет, то мы увидим, что дороги очень активно строятся. Основная проблема, по которой отсутствуют в нашей стране дороги, состоит в том, что Россия всегда была страной с чрезвычайно низким уровнем логистики.

По традиции — как расселялся русский народ по восточно-европейской равнине? И почему не было конфликтов между угро-финским населением и русским населением? Дело в том, что угро-финское население селилось по рекам. И до сих пор значительное количество рек в центральной России — у них угро-финские названия (в том числе Москва, Волга и так далее).

С чем это связано? Почему русское население двигалось по лесам? Дело в том, что у нас было подсечно-огневое земледелие, которое было устроено следующим образом. Семья или группа семей (две-три), в общем, максимум несколько десятков человек, ранней весной, как только сходил снег, находила в лесу место, вырубала там лес. Из бревен делались хижины-дома (две-три, в зависимости от количества людей). А все, что осталось (пни, ветки и прочее) — сжигалось так, что образовывался очень большой слой золы. И в эту золу они сеяли зерно.

Поскольку эта зола очень сильно повышала качество почвы, то первое время были очень высокие урожаи (два-три года). И, соответственно, на этом месте эта семья жила. А дальше она перекочевывала дальше. И эта семья с, условно говоря, конца октября до начала апреля, полностью была отрезана от окружающего мира. То есть основная мысль русского человека (идущая от очень старых времен) — что все, что у тебя должно быть для жизни, должно быть с собой. И любой обмен — вещь иногда полезная, но желательно нивелировать его. Такие общественные русские архетипы: нам дороги не нужны.

В результате строительство дорог в России всегда было делом центральной власти. А центральная власть что делает? Выделяет деньги и дает задания. И пока эти деньги доходили до тех, кто теоретически должен был бы строить, — уже на них ничего приличного построить было нельзя. Ситуация немножко стала изменяться во второй половине XIX века, когда появились железные дороги. Но и тут довольно быстро стало понятно, что много на этом не заработаешь (то есть период, когда на этом можно было резко заработать, закончился), и темпы строительства железных дорог тоже резко упали.

Сейчас ситуация немножко изменилась — и вот почему. При советской власти дороги строила советская власть. То есть в этом смысле проблема, что местным властям и местным людям это все было не нужно — вроде бы исчезла. Но специфика советской власти состояла в том, что она все время на всем экономила. У нее было несколько направлений, на которых она не экономила (одно из них — оборонка, по понятным причинам). Но экономия приводила к тому, что дороги строились только те, без которых уж никак нельзя обойтись.

К слову сказать, строили-то неплохо. И в сельской местности люди до сих пор ездят по советским дорогам, потому что там асфальта уже сколько лет нового не клали. А сейчас, когда в условиях кризиса государство стало вкладываться в инфраструктуру (с целью поддержания экономической активности), неожиданно местные власти обнаружили, что на строительстве дорог можно очень хорошо воровать. Более того, это очень удобно — потому что совершенно невозможно проверить. И по этой причине строительство дорог (а также укладывание тротуаров плиткой) стало стремительно расширяться. И я склонен считать, что в ближайшие лет пять–десять, если в стране не будет экономического бума по каким-то причинам, то с автомобильными дорогами станет сильно лучше.

Еще одной причиной стало то, что из-за слабой политики государства перевозки по железным дорогам стали слишком дорогими — и очень усилилась роль автомобильного транспорта.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments