марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Category:

Технологическое решение: почему России нужно производство СПГ в Арктике

12.12.2017/http://alex-leshy.livejournal.com/

«Ямал СПГ» позволит освоить новый экспортный маршрут — через Северный морской путь, а следующий большой проект — «Арктик СПГ-2», как ожидается, обеспечит локализацию технологий крупнотоннажного сжижения газа

Запуск первой линии завода «Ямал СПГ» был осуществлен в срок и в рамках запланированного объема инвестиций. Две оставшиеся линии будут, как ожидается, запущены досрочно: вторая — в 2018 году, третья — в конце 2018-го — начале 2019 года. В целом инвестиции в три линии завода составят $27 млрд, часть затрат на инфраструктуру взяло на себя государство.

Основная часть объемов СПГ продана в рамках долгосрочных контрактов, а значит, серьезных проблем с реализацией не будет даже в условиях возможного затоваривания рынка. Газ с «Ямал СПГ» будут приобретать испанская Gas Natural Fenosa, китайская CNPC (она также является и акционером проекта), российский «Газпром», а кроме того, трейдинговые подразделения двух других участников проекта — французской Total и российского НОВАТЭКа, который и является ключевым акционером «Ямал СПГ». Успех очевиден. Но главное — что дальше?

Во-первых, интересно и важно, какая доля танкеров с СПГ пойдет по восточному маршруту через Берингов пролив, то есть по Северному морскому пути. В какой степени и когда придется пользоваться помощью ледокольной проводки, только ли для выхода из Обской губы, как задумывали, или возможны какие-то непредвиденные ситуации? Этот опыт будет очень важен при планировании дальнейшего развития арктических проектов по сжижению газа.

Участвовавший в открытии первой очереди завода Владимир Путин обрисовал дальнейшие задачи: наращивать мощности по сжижению газа в России, причем с максимальным участием российской промышленности.

Напомним, что сейчас у России нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения СПГ, но и «Газпром», и НОВАТЭК предпринимают усилия, чтобы создать собственные технологии и локализовать производство оборудования.

Предполагается, что четвертая линия «Ямал СПГ» будет построена уже с помощью российских технологий. Относительно небольшая (1 млн т по сравнению с 5,5 млн т каждой из первых трех линий «Ямал СПГ»), она может стать пробной для проверки технологий, применяемых при реализации «Арктик СПГ-2» — нового завода, строительство которого предполагается начать в 2019 году на Гыданском полуострове в Карском море.

Путин предложил подумать об участии оборонных предприятий в процессе изготовления оборудования для заводов СПГ. В этом нет ничего неожиданного, ведь в ОПК остался необходимый инженерный потенциал. Разумеется, потребуется и участие отраслевых российских НИИ, и сотрудничество с иностранными партнерами. В качестве похожей модели, которая уже реализуется, можно привести сотрудничество корпорации «Росатом» с голландским производителем ветроэлектроустановок (ВЭУ) Lagerwey в локализации технологий в возобновляемой энергетике.

Да, проект «Ямал СПГ» получил беспрецедентные налоговые льготы — нулевой НДПИ на длительный срок, сниженный налог на прибыль и другие преференции. Кроме того, для экспорта СПГ из России отсутствует экспортная пошлина. Возможно, льготы будут и у нового «Арктик СПГ-2».

Однако, предоставляя льготы, государство решает важные задачи. «Ямал СПГ» позволяет освоить новый экспортный маршрут — через Северный морской путь. «Арктик СПГ-2», как ожидается, обеспечит локализацию производства и технологий для крупнотоннажного сжижения. Наша страна здесь очевидно отстала, и сделать скачок удастся только при условии сотрудничества бизнеса и государства.

Примечательно и присутствие на открытии завода министра энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалиха. Напомним, еще летом на ПМЭФ прозвучало заявление главы Минэнерго Саудовской Аравии о планах глобальных инвестиций Saudi Aramco в газ и СПГ после скорого IPO. Новые российские проекты в Арктике подходят под эти условия.

Как ни странно, в более отдаленной перспективе не исключены и отгрузки СПГ с Ямала в саму Саудовскую Аравию. Поставка в таком случае будет идти по западному маршруту, с перевалкой в Европе с танкеров ледового класса на обычные газовозы. Дело в том, что Саудовская Аравия полностью потребляет весь газ, который производит, но его не хватает. Поэтому приходится использовать и нефтепродукты, причем внутренний спрос как на газ, так и на нефть растет. В этих условиях страна заинтересована заменить газом нефть, высвободив ее для экспорта.


Источник: РБК
Tags: газ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments