марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Облико морале. Каким на самом деле был профессор Преображенский

https://horacius.livejournal.com/2017/12/14/

Нежно любимый антисоветчиками всех мастей фильм «Собачье сердце» несколько перевирает книгу. Вернее, можно сказать, значительно перевирает. В фильме режиссёр сделал профессора Преображенского героем-одиночкой, олицетворением справедливости борящимся с системой, в частности, со всякими Швондерами, Шариковыми и прочим быдлом, забывшим своё место. Однако в романе Булгакова образ профессора выглядел куда менее благочестиво. Но этого нам в фильме, ставшем чуть ли не иконой «Перестройки» не показали.

Когда режиссёр Бортко «отличился» нелицеприятным высказыванием о Николае II, царебожники начали закидывать его экскрементами. Позже знаменитый режиссёр, депутат Госдумы от КПРФ, внёс в Госдуму законопроект о ликвидации «демократических статей» Конституции РФ. «Общественное мнение» отреагировало весьма оперативно и очень живо: лента ФБ была полна недоумения — «ах, как же мог так измениться», мол, режиссёр «столь прогрессивного фильма»?! Ниже будет рассмотрен достаточно подробный разбор морального облика Преображенского, коего нам всучают, как «борца с системой».

Помните «профессора Преображенского» — такого умного, образованного, высокопрофессионального, эстета и гурмана, презиравшего хамов? Сколько россиян с 90-х и по сей день охотно примеряют на себя его цитаты! Как они были бы ошарашены, если б поняли, что Преображенский только усилиями Бортко стал положительным персонажем, потому что он видел в нём себя! По версии же ряда булгаковедов, Булгаков вложил в этот образ противоположный смысл — издевательски изобразив в этой отвратительной личности «прокремлёвских деятелей науки и культуры». И сделал это очень сильно и образно!

1. Начну с характеристики морального облика Преображенского, данной в самом начале повести. Что является основой его благополучия? Он работает с VIP-клиентами, искусственно возвращая им — импотентам — сексуальную силу. Какая сильная метафора!
Плюс к тому делает аборт 14-летней девочке — по просьбе тоже VIP-чиновника-педофила, у которого есть жена, «заграничная командировка» и нежелание «огласки». Может быть лучший маркер для обличения Профессора в глазах читателей?

2. За это, напомню, Преображенский получает по телефонному указанию от некоего о-очень высокого партийного начальства (такого, что Швондер просто бледнеет!) санкцию на бессрочное владение особо роскошными 7-комнатными апартаментами! Вроде 3-хэтажного особняка в центре Москвы для столь же беспринципного якобы «интеллигента» — «красного графа» Алексея Толстого.
Разве Преображенский пытается вразумлять власть, уж не говоря о том, чтобы бороться с ней? Да упаси Бог! Всё, что ему интересно — это иметь свой полулегальный гешефт. Вкусно кушать, слушать «Аиду» в опере и напоказ кичиться своим богатством (в первой же главе, при знакомстве, делается акцент на его роскошной «тяжёлой шубе на чернобурой лисе» — причём по контрасту с подробно и сочувственно описанной до этого «машинисточке», мёрзнущей в своей скудной, «модной», одежде). Такие «преображенские» со своими снобистскими понтами прекрасно, сытно живут при любой власти — в то время, как другие отправляются ею в тюрьмы и лагеря.

3. У Булгакова не бывает деталей впустую. Помните в начале повести девушку-машинисточку с её жалкой зарплатой, вынужденной терпеть сексуальное насилие от своего начальника? А когда потом такая же девушка появляется с болезнью у Преображенского, он лишь отчитывает её за «сексуальную неразборчивость» и отправляется дальше к своим разнообразным «горячим закускам». И где тут интеллигентское сострадание? Как и в той сцене, где Преображенский, получающий несколько сотен рублей в день, нарочито не хочет дать хоть рубль в «помощь детям немецких рабочих». Потому что «не любит пролетариат». Зато возмущается, когда тот его плохо обслуживает.

4. Вообще фигуры Швондера и Вяземской (женщина в кожанке) подверглись особенному переворачиванию смыслов в фильме Бортко. В фильме они окарикатурены до уровня оборванных идиотов и хамов, врывающихся в сапогах в покои профессора. А в повести Булгаков отмечает лишь, что они одеты скромнее (!), чем сам профессор и его клиенты. И в квартиру они там вовсе не врываются, топча всё сапогами, а входят и останавливаются на пороге. Зато Преображенский разговаривает с ними совершенно по-хамски, начинает с порога делать оскорбительные замечания и даже рта не даёт раскрыть. И разве не сексизм указывать женщине, что она не имеет права ходить в брюках и кожаной куртке?!
И ещё одна деталь. Вяземская дважды краснеет от смущения — реакция на слова Преображенского. Единственная в повести, кто проявляет такую человеческую способность…
А зачем, кстати, Преображенский оперирует дома, и за отдельную высокую плату, а не в своей клинике, не задумывались? Да потому что ему эти самые спорные две из семи комнат нужны для того, чтобы VIP-клиенты могли скрыть от огласки своё «грязное белье». В клинике это сделать это гораздо труднее. Простите, но Швондер здесь прав.

5. Именно такие, как Преображенский (что и показал Булгаков!) делают «шариковых»! Воспитывают их, точнее, развращают — своей беспринципностью, приспобленчеством… Да Булгаков же откровенно выразил своё отношение к этим опытам Преображенского над чужим мозгом: «… Его глаза были фальшивые, и в глубине их таилось пакостное дело, если не целое преступление… Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск, и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась, и из неё брызнула кровь… Борменталь набросился хищно, Филипп Филиппович полоснул второй раз, и тело Шарика вдвоём стали разрывать крючьями, ножницами… Оба заволновались, как убийцы, которые спешат… Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, лицо Филиппа Филипповича стало страшным… Он ободрал оболочки мозга и пошёл куда-то вглубь…»

6. У Булгакова есть ещё более откровенная фраза Преображенского: «Я заботился о евгенике, об улучшении человеческой породы». Напомню, что потом теория «евгеники» стала почитаема в Третьем Рейхе. Отсюда логичен и принцип обращения Преображенского с «воспитуемым»: «Человечество выделяет из массы всякой мрази десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар… А вам надо только молчать и слушать, что вам говорят! Поскольку вы — на низшей стадии развития!..». Очень демократичная система воспитания, да? Классическое деление общества — на узкую «элиту» и остальное «быдло», которому положено только «молчать и слушать!»
Проф. Преображенский — всё ещё Ваш герой? И у Вас есть сомнения, почему этот фильм получил такой шикарный пиар в нашей стране, контролируемой «конторой»?..

Первоисточник
Tags: Бортко, Булгаков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment