марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Путин и рыбак

https://arctus.livejournal.com/2017/12/15/


Почему рыбаки в родном порту – Мурманске – чувствуют себя преступниками, а в чужом — как дома?

Одним из самых ярких моментов пресс-конференции Владимира Путина было выступление перед президентом предпринимателя из Мурманска, аккредитовавшегося на мероприятие в качестве журналиста. Он рассказал главе государства о невесёлом состоянии дел в рыбной отрасли, о цене на рыбу и распределении квот.

«Мы должны продавать рыбу так же, как курицу <…> треска стоила 60 копеек, а курица — 2 рубля. Сейчас курица стоит 100 рублей, а треска — 300 рублей. Что мы издеваемся над людьми? Делайте со мной что хотите», — заявил президенту Михаил Зуб, глава совета директоров «Мурманского рыбокомбината».

В своей сбивчивой речи, заметно волнуясь, он привел президенту множество аргументов о несправедливости принятого на сегодня дележа инвестиционных квот в рыбной отрасли. И попросил Путина вмешаться в ситуацию. О чем идет речь?

Инвестиционные квоты выделяются Росрыболовством компаниям, которые в Российской Федерации приобретают основные фонды, тем самым стимулируя российский бизнес, связанный с добычей и переработкой рыбы. Так, дополнительные так называемые инвестиционные квоты получают рыболовецкие организации, строящие суда в России. На сегодняшний день большинство судов, используемых рыбаками, иностранного производства и уже как правило старые, купленные в соседних государствах, где их прекратили использовать.

Ситуация напоминает 90-е годы с автомобилями, когда наши границы открылись, и в Россию хлынул автохлам. Если с автомобилями ситуация изменилась с появлением автопредприятий в России и появлением заградительных ввозных пошлин, то с судами, и не только рыболовецкими, всё не так радужно. Конечно, за техническим состоянием наблюдает Морской Регистр, но по истечении назначенного ресурса эксплуатации судна (как правило 25 лет) проходит продление и старые сейнера продолжают ловить рыбу в Северных и Дальневосточных морях.

Ситуация с квотами для рыбаков, строящими суда в России, должна изменить отношение рыболовецкого бизнеса и повернуть его взгляды внутрь России. И это уже происходит.

На петербургских, и не только, верфях заложен ряд судов для российских рыбаков. Это, конечно, тоже в общем-то «иномарки». Конечно, корпуса — наши, наши верфи замечательно умеют работать со сталью, делать конкурентоспособные корпуса, много подобного было сделано для военных кораблей по заказам Министерства обороны. Ну, а оборудование, навигационное и специальное, двигатели все равно зарубежные.

Тем не менее этими заказами загружаются российские предприятия, платятся налоги, появляются рабочие места, в конечном итоге страна приобретает дополнительные компетенции, которых, в общем-то не было даже в СССР — в основном флот строился за рубежом — в странах социалистического содружества и не только. Для судостроительных предприятий стоит задача повышения уровня локализации производства в России.

Инвестиционные квоты распространяются и на предприятия по переработке рыбы — если организация закладывает производство в России, они тоже имеют право на квоту. Именно об этом говорил сегодня директор предприятия «Мурманский рыбокомбинат», когда под видом журналиста задавал вопрос президенту.

Его озабоченность в том, что квоты делятся неравномерно, большинство — 75% достается добытчикам рыбы и только 25 — переработчикам, и коммерческая целесообразность строительства новых предприятий становится неочевидной. По мысли представителя «Мурманского рыбокомбината», изменение правил распределения квот может привести к повышению производительности и снижению себестоимости, и рыба снова станет стоить дешевле курицы, а не наоборот.

Помогут ли все эти процессы снижению цены на рыбу? Как это влияет на регионы, в которых расположены предприятия по ловле и переработке рыбы?

Глава муниципального образования город Мурманск Дмитрий Филиппов заявил корреспонденту ИА REGNUM, что для появления на прилавках доступной и качественной рыбы необходимо стимулировать промысловиков и переработчиков.

«Сегодня основной поток мурманской рыбы направлен в страны Евросоюза. Это ведет к удорожанию продукции для населения и нехватке сырья для местных предприятий рыбопереработки», — признал мэр Мурманска.

(Marafonec. И в 60-70-80 годы я видел в рыбных магазинах Махачкалы, Хабаровска, Владивостока такую же картину)

Инвестиционных квоты на обновление флота и береговых перерабатывающих мощностей — хороший инструмент для стимулирования работы предприятий. В частности, свои проекты надеется реализовать и «Мурманский рыбокомбинат».

Со слов гендиректора рыбокомбината, запуск рыбоперерабатывающего предприятия позволит создать более 250 рабочих мест, наладить поставки рыбы в Мурманск, что позволит увеличить доходы от налоговых поступлений в городской бюджет до 500 млн рублей в год.

Здесь надо отметить, что вопрос квот важен, но не единственен. Рыбаки, доставляющие свою продукцию в порты, жалуются на административные барьеры. И хотя по нормативам проверка судна занимает три часа, но с оговоркой, при отсутствии нарушений.

А нарушения находятся всегда. Часто транспортные суда, которые возят рыбу в порты идут в норвежский Киркенес не из-за отсутствия патриотизма, а потому что знают, рыбу примут сразу, оплатят сразу, все процедуры максимально упрощены. Если взять только одну проверочную функцию — проверка рыбы на отсутствие болезни — в Норвегии, когда судно подходит к порту, ветеринарные службы знают в каком районе проводился вылов, и знают о состоянии рыбы в этом районе.

У нас же с каждой партии надо сдать пробу. А проверяют и таможенники и пограничники, и у всех «план» — судно с партией рыбы не может быть без нарушений. Каждый заход в российский порт — это штраф. Или на капитана, или на компанию-владельца судна, или на обоих. Поэтому моряки в родном порту чувствуют себя преступниками, а в чужом как дома.

…Возвращаясь к разговору на пресс-конференции, Владимир Путин сказал, что продолжение обсуждения проблем рыбаков и переработчиков продолжится на совещании — представители бизнеса и чиновники Росрыболовства хорошо знают всю проблематику отрасли, ряд позитивных шагов сделан, инвестиционные квоты для бизнеса потихоньку начинают работать, нужны и следующие шаги по настройке всей рыбной отрасли.
ИА REGNUM
***
Система, выстроенная четверть века назад «абы как, лишь бы не по-советски», не может адекватно реагировать на реальные вызовы этого «абы как», предъявляющего спустя 25 лет реальные счета. Она переходит на ручное управление – а это всё равно что толкать самолёт Санктъ-Петербург–Москва по автомобильной трассе. Или комбайн по полю на ручной тяге.
=Arctus=
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments