марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Экономика СССР при Горбачеве. Ч. 2. Снова республики и снова предприятия

https://auto-krator.livejournal.com/2017/12/20/

При М.С. Горбачеве децентрализация снова продолжилась. Тут у нас есть данные как доходов, так и расходов. Доходы республик и областей постоянно росли относительно союзных. В 1987 они (впервые после совнархозовщины) превысили их на 8,6 млрд, в 1988 — на 39,7, а в 1989 — уже на 85,5. За пятилетку (1986-1990 гг.) доходы республик и областей составили от союзных 120%. А вот расходы лишь немногим более 90% от союзных. Доходы союзного бюджета до 1990 г. неуклонно снижались, бюджет был дефицитным. В республиках же расходы в 1987 г. даже снизились по сравнению с 1986 г., а в 1989 г. суммарный бюджет республик был профицитным. Было очевидно, что дальше так продолжаться не может.

Очевидно, что горбачевское правительство, которое, в отличие от хрущевского, даже признавало экономическое неблагополучие, само отдало "рычаги управления" из рук. Можно привести сравнение: шофер садится за руль переполненного автобуса, ведет его, а, когда ситуация на дороге становится опасной, предлагает пассажирам как-нибудь справиться без него и пересаживается в салон. Абсурд. Каждый волен строить свои версии о причинах поведения "шофера". Приведу данные по доходам.

Плата за трудовые ресурсы была введена Законом о государственном предприятии (т. е. плата за каждого работника). «Возмещали» расходы государства за подготовку рабочей силы. Очень интересное нововведение! Напомним, что была установлена плата за землю, воду и природные ресурсы.

В последние годы значительную часть бюджетных доходов составляли доходы от внешнеэкономической деятельности. Растут и налоги с населения (с 8 до 10%), доходы от государственного страхования.


За 1988 год правительство следовало бы в полном составе немедленно отправить в ГУЛаг. Да ведь не было уже ГУЛага. По крайней мере, того, что для правительства...
Как это влияло на денежный достаток населения? Например, вот так:

Разумеется, эта последняя таблица не может использоваться для серьезных выводов, т.к численность работников каждой сферы очень разная и с годами менялась. Да и различие оплаты внутри каждой сферы значительно. Очевидно же, что оплата труда в сфере воздушного транспорта заметно выше, чем в сфере железнодорожного, а морского — чем речного. Или в отраслях науки явно большое различие. Хотя некоторые выводы сделать можно. Например, о том, что рабочие в среднем стали получать больше инженеров только в годы «застоя». Любопытна и тенденция в сфере управления. Наибольшую часть населения составляли в 1985 промышленные рабочие.

Думаю, наиболее бросающиеся в глаза выводы из этой серии данных сделать несложно. Угрожающий рост самостоятельности республик, рост хозяйственной автономии предприятий, нарастание товарного характера экономики и частного присвоения прибавочного продукта, быстрый рост наличных денег при ослаблении контроля за этим явлением.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment