марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Это не о Березовском. Это о Путине

09.02.2018/https://storm100.livejournal.com/2018/02/09/
Столь мощной книги, развенчивающей «эпоху реформ», как та, что написал Петр Авен, я еще не читал.

Авен, если кто подзабыл, — не просто один из богатейших людей России. Он был в числе тех, кто создавал «лихие девяностые», и даже поработал министром в первом реформаторском российском правительстве. Тем удивительнее, как Авен показал исторический период, названный им «временем Березовского».

«Время Березовского» — 800-страничный том большого формата — это не какие-нибудь там коммунистические причитания, что Гайдар всех нас ограбил. И не имперские сетования на то, что мы, мол, все десятилетие не вставали с колен. Подобные воззрения держатся лишь на том, что их приверженцы ничего серьезного читать не хотят и никаких контраргументов слушать не желают. А книга Авена — для вдумчивого читателя. Собранный в ней материал не опровергнешь. Автор провел ряд развернутых, профессиональных интервью с ведущими фигурами бизнеса одного из самых сложных периодов в истории России. Формально эти беседы посвящены Березовскому, но на самом деле выходят далеко за биографические рамки.

Девяностые показаны как эпоха, когда все друг друга жрут с потрохами в погоне за деньгами и властью. Нет ни морали, ни принципов — есть лишь стремление к наживе. И даже те человеческие черты, которые поначалу еще прослеживаются у героев эпохи (в данном случае у Березовского), исчезают по мере того, как их засасывает водоворот «лихих 90-х». Об этом фактически говорят все собеседники Авена, независимо друг от друга. И не скажешь ведь, что спикеры подобраны тенденциозно. Это действительно ключевые фигуры — умные, информированные. И высказываются они откровенно, поскольку интервью берет не какой-то журналист, а сам Петр Олегович Авен — наиболее богатый и влиятельный среди них человек.

Про Березовского сказано поначалу немало хорошего, но в итоге он предстает беспринципным, безответственным, беззастенчивым, безбашенным, циничным, авантюрным человеком, игнорирующим правила и стремящимся максимально удовлетворять собственные потребности при полном безразличии к близким (так он описывается в эпилоге). И поскольку книга называется «Время Березовского», то получается, что эти характеристики можно распространить на всех крупных деятелей тех лет (хотя, может, в несколько меньшей степени, чем на главного героя). Авен, правда, время от времени вставляет реплики о том, что мораль у нас вообще-то улучшается, и что в «Альфа-групп», которую он возглавляет, принципы работы совершенно иные, чем в описываемых собеседниками случаях. Но над этими неуклюжими уточнениями даже смеяться не хочется — скорее плакать.

Не знаю, почему Авен написал именно такую книгу. Хотел ли он противопоставить неправильное «время Березовского» правильному «времени Путина»? Или стремился разобраться таким образом с личными проблемами, мучающими человека, пытавшегося когда-то создать свободную Россию, но вместо этого просто ставшего очень-очень богатым? Или же материал книги, как часто бывает, вышел из-под контроля и стал в какой-то момент доминировать над замыслом автора? Как бы то ни было, в итоге получился парадоксальный интеллектуальный продукт. Очень важный и познавательный. Но в то же время сильно искажающий общую картину эпохи.

В моей среде, состоящей из журналистов, академических ученых и университетских преподавателей, «лихие 90-е» были временем свободного творчества, малых денег и, самое главное, обилия новых книг и других источников информации, позволявших резко подняться над тем уровнем знаний, с которым мы все выходили из советской эпохи жесткой цензуры и железного занавеса. Порой я заглядывал в «мир Березовского» и обнаруживал примерно то, о чем написал Авен, — но, к счастью, имел возможность там не задерживаться. Окунался я и в мир бедных, несчастных людей, не сумевших адаптироваться к новым трудностям, а потому ненавидящих «мир Березовского», — однако мне удавалось не свалиться в бездну.

Так называемое «время Березовского» намного сложнее, чем пир хищников, описанный Авеном. И, что важнее, оно не было временем Березовского — при всем профессионализме исследования символ эпохи выбран абсолютно неверно. Время Березовского наступило сейчас, хоть и без него самого. Борис Абрамович стремился создать политическую модель, при которой управление страной станет осуществлять узкая группа олигархов. В девяностые подобная модель, несмотря на все его старания, так и не сложилась. «Семибанкирщина» была мифом, рассыпавшимся сразу после того, как появился термин. И лишь обеспечив победу Путина в 2000 году, Березовский искренне заявил (об этом у Авена говорится постоянно), что цель достигнута, можно расслабиться.

Предполагалось, что править будет тот самый узкий круг — Путин, Волошин, Юмашев, Абрамович и, конечно же, сам Березовский (при учете мнения ведущих олигархических групп). Но Березовского из системы вышвырнули. Затем деликатно удалили других членов так называемой ельцинской «Семьи», а олигархов попросили не вмешиваться в политику и ограничиться зарабатыванием миллиардов. При этом на место ликвидированной группы правителей пришла иная, столь же ограниченная группа друзей Путина, воспроизведя модель Березовского с той лишь разницей, что персональная роль президента оказалась больше, чем виделась Борису Абрамовичу.

Сложившийся политический режим не имеет ничего общего ни с западными демократиями, ни с советской системой власти. И если бы Березовский смог в него встроиться, он наверняка считал бы, что в целом вышло неплохо. Стать частью нового режима он не смог из-за личных черт характера, а не потому, что путинская модель отличается от той, которая ему виделась в идеале. Будь Березовский более склонен к компромиссам, до сих пор рулил бы Константином Эрнстом на телевидении, не вмешиваясь, правда, в иные аспекты нынешней политики.

И самое главное. Березовский был мечтателем-шестидесятником, считавшим, как многие представители его поколения, что можно прорваться к светлому будущему, хотя представлял он его себе, конечно, не в виде социализма с человеческим лицом, а в виде управляемого сверху капитализма. Но практически ни один шестидесятник не достиг высот в путинской системе. Всю ее укомплектовали семидесятники — ровесники Путина, Авена или Медведева. Это — прагматичное поколение, которое не стремится к недостижимому, не сочиняет себе ни сказочного коммунизма (с властью народа), ни сказочного капитализма (с властью олигархических семей), а живет в условиях реального авторитарного режима, стараясь к нему адаптироваться и извлечь максимальную личную пользу.

Березовский был старшим товарищем и учителем тех, кто правит Россией сегодня. Он нарисовал им общую теоретическую схему, которая, правда, должна была быть существенно модифицирована, чтобы начать работать. Семидесятники это сделали — и потому преуспевают. Примерно так же, как Ленин, Троцкий, Сталин и их соратники модифицировали теоретическую схему Маркса, которая в своем первоначальном виде никогда ни к какой революции бы не привела. Все русские большевики считали себя марксистами. Точно так же современная российская элита не должна отрекаться от Березовского. Он — ее духовный отец. Он — первопроходец путинизма, которому не довелось, однако, пожать плоды своего труда. И именно нынешняя эпоха является «временем Березовского», тогда как 90-е были лишь переходным периодом к нему.

Дмитрий Травин
Кандидат экономических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
7 февраля 2018, 13:47

*******

О том, почему меня шокировала книга Петра Авена про Березовского, подробно рассказывается в этой статье. Но для фб хочу добавить еще очень личное.

Вот парадокс. Мне часто приходилось видеть замечательных, интеллигентных и весьма скромно живущих людей, с энтузиазмом рассказывающих в разных аудиториях, почему реформы 90-х были так важны для России, почему, несмотря на все известные трудности и злоупотребления, они меняют жизнь в лучшую сторону, и почему мы должны ценить ту эпоху нашей истории. Среди этих людей есть настоящие подвижники, такие, например, как выдающийся филолог Мариэтта Омаровна Чудакова Мариэтта Чудакова, открывшая для нас в свое время Михаила Булгакова. Она ездит по огромной стране и тратит все силы и свои личные деньги на то, чтобы просвещать глубинку, дарить книги потенциальным читателям и библиотекам. И еще не могу не вспомнить книги, которые пишет о 90-х Олег Мороз. Это настоящая энциклопедия эпохи.

А есть люди, которые нажили тогда миллионы, но так или иначе при этом показывают именно темные стороны той эпохи. Не врут. Наоборот, раскрывают иногда чрезвычайно полезные для исторической науки факты. Но создается при этом такое чувство, что очень им не хочется пачкаться в той истории. Они прожили 90-е и сбросили их с себя. Без боли, без нервов, без слез. Считает народ, что это было лихое время, и наплевать, что так считает. Плевать, что ценит народ не борьбу за свободу, а лишь военные победы. Плевать, что из России постепенно делают страну-изгоя. Можно ведь при необходимости за рубеж перебраться, и Россию вообще забыть, благо деньги на жизнь есть.

Это не совсем про Авена. Он, кстати, несколько лет назад написал вместе с Альфред Кох (Alik Kokh) замечательную книгу "Революция Гайдара". Но нынешняя публикация Авена навеяла все же грустные размышления.

Если мы сами не любим годы нашей молодости и великих свершений, то стоит ли удивляться, что народ нас не любит и задает лишь два вопроса.
Откуда у олигархов взялись миллиарды? И не пора ли их распотрошить?

Дмитрий Травин
7 февраля в 14:31 ·

This entry was originally posted at https://personalviewsite.dreamwidth.org/4560485.html. Please comment there using OpenID.
Tags: Разрушение СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments