марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Дети и волк

13.02.2018/https://rvs.livejournal.com/1909283.html
(перепостил raasta)

Отсутствие государственной идеологии делает систему воспитания подрастающего поколения толерантной к чему угодно — в медицинском смысле слова. Отсутствует идеологический иммунитет и способность, как сказали бы люди религиозные, к «различению духов».
Иногда некие поганые перспективы видятся только как отдаленная возможность и даже кажутся этакими параноическими страшилками. Ан нет, дурные сны сбываются, и гораздо быстрее, чем хотелось бы. Вот свежий пример. По сети гуляет полная плохо сдерживаемой гордости реляция ДШРГ «Русич» о том, что ветераны подразделения взяли шефство над неким клубом юнармейцев и учат ребят военным премудростям, попутно делясь боевым опытом, полученным в Донбассе.

Вроде бы здорово, кому еще заниматься патриотическим воспитанием ребят, как не смелым парням, помогавшим защищать жителей Донбасса от бандеровцев. Но это если не знать, кто такие эти «Русичи» и их предводитель (или правильнее было бы выразиться — фюрер?) Алексей Мильчаков — человек с неприятно невзрослым, несмотря на бородку, лицом, крайне правыми, неонацистскими убеждениями и садистскими наклонностями. Неизвестно, обучал ли он мальчишек кое-каким особым умениям. Например, как быстро и ловко отрезать голову щенку, а потом приготовить щенячий шашлык — так сказать, в рамках курса выживания в природе. Сам Алексей зачет по этому навыку давно сдал, о чем и похвастался на своей страничке, представ на фото с головой собачьего ребенка в руке. Этот новоиспеченный педагог вообще очень любит позировать. С нацистским знаменем. На фоне трупов. Целясь понарошку из автомата в детей (есть слабенькая надежда, что это он их учил, как ни в коем случае делать нельзя, но почему-то этот дикий кадр попал в фоторепортаж и вызвал немало заслуженных эмоций). А еще он засветился на так называемом Русском консервативном форуме, международном провокационном сборище ультраправых в Санкт-Петербурге в марте 2015 года. К тому времени он, как и прочие «русичи», уже доблестно свалил с Донбасса, после того как носителям нацистских татуировок и идей дали понять, что в формирующейся регулярной армии им не место. Теперь вот с благословения командования некоей российской военной части неонацисты допущены к детям. Из автомата они их, конечно, не перестреляют и головы не отрежут. Но ведь не обязательно убивать физически. Фашизм, как известно, уничтожает в человеке человеческое...

Почему же к патриотическому воспитанию детей у нас оказываются причастны люди сомнительных человеческих качеств и психического здоровья, с опасными политическими взглядами, в том числе и запрещенными к распространению? На мой взгляд, все предельно просто. Дело в отсутствии четкого представления о том, что же такое это самое «патриотическое воспитание» да и патриотизм вообще. Сложилось мнение, что патриотизм — это некая абстрактная любовь к Родине и готовность Родину защищать с оружием в руках. Ну а в мирное время, он что, не нужен? Его, патриотизм, нужно хранить вместе с карабинами-автоматами в сейфе? А насчет любви к Родине — неужто, например, члены гитлерюгенда не любили свою родину, нацистский «тысячелетний рейх»? А члены бандеровской скаутской организации «Пласт», о которой рассказывается в работе Германа Милуса, вошедшей в сборник «Украинство — кем и зачем оно сконструировано», разве не любят Украину (такую Украину, в которой не место «москалям» и «омоскаленным»)? Разве они не готовы ради своей любви-ненависти взять в руки оружие? Готовы и берут. Ну так где же гарантии, что та же Юнармия или какая другая детская организация не окажется начинена таким вот «патриотизмом», помноженным на практические навыки и соответствующую психологическую накачку?

Из школьных уроков физики мы знаем, что в системе сообщающихся сосудов жидкость из полного сосуда с более высоким давлением перетекает в пустой, а холодное тело нагревается при контакте с горячим. Точно так же обстоит дело и в мире идей. Если государство и народ принудительно-законодательно лишить идеологии (а отсутствие в РФ государственной идеологии записано не где-нибудь, а в Конституции), то ведь идеология от этого никуда не денется, она просто из рук государства уйдет в слабо контролируемые общественные группы, которые своими идеями будут вполне гореть и стремиться к их распространению — то есть заполнять ими все доступные пустоты, прежде всего в детских головах. Какие-то из этих групп будут более здравыми, другие менее, третьи и вовсе деструктивными. При этом возможно оградить детей только от влияния совсем уж откровенно деструктивных идеологизированных групп — таких как исламистские радикалы. Но ведь даже они, получив отпор, уже стали действовать более тонко, подливая яд по чуть-чуть. Тем же неонацистам мимикрировать под безыдейный, «военно-спортивный» патриотизм гораздо проще. Многие из них действительно имеют хорошую физическую форму, прошли «горячие точки», легко могут очаровать неискушенных педагогов и равнодушных чиновников, которым нужно поставить «галочку». Для мальчишек им нетрудно стать ролевыми моделями, особенно если тем не хватает таковых в семье. А ведь кроме неонацистов, еще имеются монархисты с крепкими связями за рубежом, региональные сепаратисты — например, казачьи — и так далее, и так далее.
Отсутствие государственной идеологии делает систему воспитания подрастающего поколения толерантной к чему угодно — в медицинском смысле слова. Отсутствует идеологический иммунитет и способность, как сказали бы люди религиозные, к «различению духов». Есть только уголовный кодекс, законы об экстремизме, которые легко обойти. Поэтому на пустующем «святом месте» легко может завестись и обосноваться любая мерзость.

Собственно что-то подобное и произошло в случае с «Пластом». Практически идеальная во многих отношениях система скаутинга, созданная полковником Баден-Пауэллом, изначально стояла вне политики и идеологии. Проповедовались лишь абстрактный патриотизм и не менее абстрактные христианские ценности, совершение добрых поступков, чистота в словах и мыслях, вежливость, здоровый образ жизни, всесторонняя подготовка к тому, чтобы стать истинным джентльменом и достойным гражданином своей страны. Все это работало там и где политическая обстановка была стабильной. При соприкосновении же с националистической или политизированной средой в кризисные эпохи скаутинг или пропитывался соответствующей идеологией — «Пласт», белоэмигрантская Организация Росийских Юных Разведчиков (ОРЮР) или уступал место другим воспитательным системам, которые усваивали из него некоторые элементы — так пионерская организация переняла отрядно-звеновую структуру, палаточные лагеря, форму с шейным платком-галстуком. Детско-юношеские организации, имевшие идеологическое содержание, оказывались в такой ситуации более востребованными, жизнеспособными, более плотно включенными в общественную жизнь.

Любая внеидеологическая воспитательная система похожа на мощный автомобиль с оставленными в замке зажигания ключами. В нем может поехать на природу мирная семья с детишками, волонтеры могут отвезти в нем гуманитарную помощь нуждающимся, но с тем же успехом за руль может усесться террорист и начать давить людей. Ни лагеря-походы-испытания на разряды и значки, ни камуфляж-строевая подготовка — полоса препятствий не могут гарантировать, что организация не будет переформатирована изнутри неким деструктивным «вирусом». Более того, порой случается так, что негативно идеологически переформатированой может оказаться какая-то часть организации, какой-то один клуб, отделение, отряд, организация же в целом не будет ничего предпринимать по этому поводу и воспринимать происходящее как местную особенность или личное дело конкретного руководителя.

Так, например, было в Санкт-Петербургском ОРЮР в середине 90-х, когда среди руководителей отрядов были как люди, желавшие лишь привить ребятам любовь к Родине, знание родной истории, уважение к природе и веру в Бога, так и небезызвестный Кирилл Александров, член НТС с 16 лет, увлеченный не только историей и заветами белогвардейского дроздовского полка, но и «подвигами» предателя и коллаборациониста генерала Власова. Не так давно этот человек едва не защитил докторскую диссертацию по теме «Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России 1943–1946 гг.» (присвоение научной степени смог остановить только Экспертный совет ВАК). Сколько ребят, ходивших в форме с дроздовскими шевронами и слушавших наставления священников РПЦЗ, выросли ярыми антикоммунистами, ненавистниками советского прошлого — неизвестно, но в отряде имени Дроздовского для этого были созданы все условия.

Как же предотвратить возможность «мутации» детско-юношеских организаций, заражения их идеями, способными внести раскол в общество, привести его к печальному результату, подобному результатам киевского «майдана», в котором активно участвовали пластуны? Неужели закрыть все военно-патриотические клубы, распустить Юнармию, а заодно и все прочие детско-юношеские организации? Вовсе нет! Это привело бы лишь к росту количества дезориентированой, расхлябанной, воспитанной улицей и гаджетами молодежи, с которой даже в спокойные времена каши не сваришь, не то что в обстановке новой холодной войны, контуры которой вырисовываются все явственнее. Подобная молодежь — это окончательный крест на будущем России. Так что же делать?

Прежде всего, сделать так, чтобы детские организации — и немногие реально существующие ныне, и как принцип — перестали быть пустым сосудом, в который извне может затекать все, что угодно. Нужно создать в них собственное внутреннее «идейное давление», наполнить полноценным смысловым содержанием. Не хвататься за внешние формы подражания армии, не делать из ребят маленьких военных. Прежде всего потому, что это слишком просто и может показаться, что больше ничего и не нужно. Патриотизм отнюдь не равняется сапогам, погонам и автомату, множество людей мирных профессий были и являются настоящими патриотами, а среди кадровых военных, увы, встречались изменники и предатели — тот же генерал Власов.

И тут возникает серьезная проблема. Пионерская организация, существовавшая в СССР, не была военизированной, военный элемент вполне исчерпывался знаменитой игрой «Зарница». Патриотизм пионеров проявлялся в повседневном труде — не только в учебе, но и в помощи взрослым на городских предприятиях и на селе. В пример ребятам ставились Герои Труда, стахановцы. А что же теперь? С раннего детства современные россияне готовятся не к труду на благо Родины, а к тому, чтобы много зарабатывать и «хорошо жить». То есть вся жизнь — для себя, а патриотизм должен «включиться» — только если грянет какая-то беда. Он — словно аварийный инструмент, который нужно будет извлечь, сорвав пломбу или разбив стекло. Но где гарантия, что он на тот момент будет работоспособным, не заржавеет? Что он вообще не муляж?

Пока в нашем обществе не перестанет культивироваться стремление к личному материальному успеху, карьере не ради дела, а ради статуса, власти и денег, воспитать из детей истинных патриотов не получится. Бесполезно ставить детей в строй и учить маршировать с песней, если взрослая жизнь, которую они видят вокруг себя, предельно атомизирована и пропитана эгоизмом. Если Родина — ценность, но абстрактная, а гаджет последней модели — вполне конкретная, рекламируемая из каждого утюга. Нашему государству и элите нужно не придумывать какие-то новые системы воспитания, им нужно кардинально измениться самим и изменить транслируемые социуму послания. Нужно совершенно новое смысловое наполнение, точнее проверенные и доказавшие свою эффективность на нашей почве коллективистские, коммунарские формы работы с детьми, модифицированные для современности. При этом необходимо, чтобы дети и подростки слышали по телевидению и читали в журналах о том, что человек — это часть большого целого, а не самодостаточная «креативная личность», которая занята самовыражением и самолюбованием и никому ничего не должна.

Только соединение коллективистских воспитательных методик с пропагандой коллективистской же ценностной модели со стороны государства позволит воспитать патриотов. Иначе наши дети и наше будущее будут пожраны рыщущим вокруг волком антигуманизма и фашизма. А уж как он будет жрать свою добычу — поодиночке или целыми взводами и ротами юных рекрутов, умеющих метко кидать гранаты и вязать морские узлы, — это уже частности.

Источник статьи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments