О расслоении образования (Delvin)

https://vamoisej.livejournal.com/2018/03/05/

В качестве введения – о чем дальнейший текст, содержащий ОЧЕНЬ много букв: со времени распада СССР общество в России сильно расслоилось по уровню и качеству жизни, и этот процесс, естественно, затронул и образование. Противники и сторонники существующей системы образования ломают много копий: одни - приводя в пример выпускника вуза, не умеющего сложить дроби, вторые - показывая статистику побед на международных олимпиадах, где положение России серьезно улучшилось. И, что главное – и те и те правы. О том, что происходит с качеством образования сейчас именно в разрезе расслоения и будет эта заметка.

Кратко почему я и откуда информация: так случилось, что в моей семье преподают все. Поколение родителей – в МГУ учит студентов, а среди моего поколения много репетиторов и преподавателей школ, через которых проходит много учеников разного уровня. Более того, я отец двух дочек, которые постепенно выходят на уровень членства в сборной Москвы (а потом, надеюсь и России) на олимпиадах по естественным наукам, которые учатся в школах из ТОП 5 Москвы. Эта тусовка элитных школ очень компактна и информация о том, что творится в других таких же продвинутых физмат школах активно распространяется между родителей.

Так получается, что у меня собралась информация от всех источников – и из «дворовых» школ, и из элитных и от репетиторов, готовящих массу детей к поступлению в ВУЗы и от преподавателей тех самых ВУЗов о качестве подготовки в школах. Ее и попытаюсь суммировать. Сразу скажу, что рассмотрение однобокое – только с точки зрения естественных наук и математики. Что там в гуманитарной области не знаю, но подозреваю, что отличия невелики.

Анализировать исторические предпосылки типа почему так сложилось, и кто виноват не буду – просто опишу картину как она сейчас есть.

Начнем с обычной школы, куда попадают дети по территориальному прикреплению. Преподавателей советской школы там осталось мало. В среднем так сейчас преподает троечник педвуза выпусков 1995-2010 годов. То есть периода, когда с высшим образованием было все очень плохо. Почему именно троечник? Потому что отличник может устроится в более хорошее место, где так же есть кадровый голод. Об этих местах чуть позже.

В результате, современный преподаватель математики, физики и других естественных предметов сам не может решить ЕГЭ по этим предметом не то что на 100 баллов, но даже на 70-80. (ЕГЭ огреб много критики, но в последнее время он сильно поменялся и теперь это совсем не «тестовый» экзамен, а реально проверяющий уровень знаний. Сам сдаю его ежегодно и точно знаю, что по физмату он проверяет круче и глубже чем старые экзамены в МГУ на тот же физфак и мехмат). Неслучайно ЕГЭ вынужденно разделили на базовый уровень (необходим для получения аттестата) и профильный (необходим для поступления в ВУЗ). Так вот – современная школа готовит исключительно на базовый уровень, просто потому, что преподаватели сами в среднем именно ему и соответствуют.

Положительные оценки ученика («он по математике учится на одни пятерки») сейчас вообще ни о чем не говорят, кроме того, что он аттестат скорее всего получит. ЕГЭ он сдаст баллов на 40 и если его и ждет какой-то ВУЗ, то областной заборостроительный.

В результате, если говорить о последующем поступлении в хороший ВУЗ, то у родителей старшеклассников, которые внезапно обнаруживают, что их отличник пишет тестовый ГИА в 9-ом классе на половину из возможных баллов выход только один – репетиторы.

В среднем для подготовки на хороший уровень (ЕГЭ 75+ баллов) требуется минимум 2, а лучше 3 года при занятиях 2 раза в неделю. По московским расценкам минимум 1500 за урок это 12 000р - 20 000р в месяц. На протяжении двух лет. Потянуть финансово это могут немногие (даже при неплохих зарплатах закретидованное население лишние деньги ежемесячно выделить не может).

Вот вам первое расслоениеокончив школу поступить даже не в топовый а просто в неплохой ВУЗ может только весьма обеспеченный ребенок.

Конечно, если есть спрос, то будет и рынок – масса тех, кто сдал ЕГЭ на 40 баллов (по сути из математики знает элементарные арифметические действия), но очень хочет в институт создает спрос, на который как мухи на дерьмо слетаются многочисленные ВУЗы дна московского топа университетов. Частные лавочки, всевозможно «экономическо-социально-политехнические» университеты. Цель которых не научить специалиста, а воспользоваться спросом – получить бабло либо с государства, либо с родителей (те богатые, которые не спохватились в 9 классе). Понятно, что выпускник такого псевдовуза на собеседовании не может 2/3 + 1/8 сложить, ибо за 5 лет безделья уже и это - забыл.

Альтернативный путь предлагается для одаренных детей. Для них созданы особые школы, хорошо спонсируемые государством. Тут есть замкнутый круг – рейтинг школы зависит от выигранных олимпиад и результатов ЕГЭ. Финансирование ведется пропорционально рейтингу. Школы из ТОП 10 получают денег даже не в разы, а на порядки больше, чем школа из ТОП 300. Раз денег больше, то больше зарплаты учителей – можно нанять не троечника педвуза, а кандидата наук из МГУ. Если есть сильный педагогический состав, то попасть в эту школу масса желающих, и соответственно, можно устроить отбор, взяв к себе уже сразу умных детей, которые потом покажут супер результаты на олимпиадах и экзаменах. Вот вам и финансовое расслоение школ.

Но это пока цветочки. Дальше ягодки: так как очевидно, что чем раньше начать интенсивно готовить ребенка, тем лучше будет результат, то такие школы перестали набирать старшеклассников, а начали постепенно снижать возраст, требуемый для поступления в школу. За редким исключением в виде спеццентра МГУ все остальные школы из ТОП 10 набирают максимум в 7 класс, а чаще всего вообще в 5-6.

Вступительный экзамен в такие школы сравним с уровнем районной (окружной теперь) олимпиады, причем по паре предметов. Очевидно, что просто так ребенок из обычной школы его не напишет. Ну то есть на один набранный класс всегда будет пара гениев, которые с детства любили читать книжки по математике, или у которых папы с мамами кандидаты и доктора наук и ребенок с 4-ех лет имеет ежедневный урок по математике, но основная масса – это все-таки просто хорошо подготовленные дети с неплохими мозгами. Вопрос – подготовленные кем, если преподаватель простой школы не может решить олимпиадные задачки даже за 5-6 класс? Либо родителями, если у них сильный физ-мат ВУЗ за плечами, либо репетиторами, что чаще всего.

Кстати, репетитор для подготовки в такие школы стоит дороже, чем в среднем для 10-11 класса. И заниматься надо уже если не с первого, то со второго класса точно.

В итоге опять расслоение по финансам.

Ученики именно этих школ побеждают в олимпиадах ( вот вам список победителей олимпиады по школам - http://vos.olimpiada.ru/team/year/2017/schools - можете сами посмотреть, что большинство победителей всего из десятка школ. Тут правда срез по всем предметам – если взять только физ-мат, то список школ существенно короче).

А победы в олимпиадах часто критически важны – но об этом чуть позже. Важно то, что ребятам их этих школ преподают те, кто эти олимпиады составляет. Эти ученики конечно не знают, что они встретят на олимпиаде, но они уже наверняка решали задачи такого типа, они знают тонкости оформления для максимума баллов. У любого гения из обыкновенной школы у них фантастическая фора.

Резюме по школам: конечно, гений типа Ломоносова и сейчас может прийти из далекой деревушки, сдать ЕГЭ на 90+ баллов (на 100 не сдаст – почему - ответ чуть позже) и поступить в почти любой (заметим пока это «почти») ВУЗ. Но таких в каждом поколении единицы. Родителям обычных, даже весьма сообразительных, детей придется для поступления в ВУЗ раскошелится. Да, образование бесплатное. Аттестат вы получите бесплатно. Для поступления в МГУ, Бауманку и т.п. – придется платить. В общей сумме от 300 000р и выше.

Тут конечно сразу понабежит комментаторов, что вот мой сын (сын соседа двоюродной сестры) спокойно из урюпинска поступил в МГУ без всяких репетиторов. Они будут правы – исключения есть всегда. Еще остались бабушки преподаватели советской закалки, которые умеют Учить. Именно с большой буквы. Я сам знаю обычную школу во Фрязино, из которой на физфак МГУ поступает по полкласса. Да – такое есть и слава богу. Но я говорю про ситуацию в среднем. Средняя школа для поступления в ВУЗ не готовит (и надо тратить деньги на репетиторов), или если готовит, то для поступления в эту школу нужны репетиторы.

Начиная с определенного уровня талантливых детей начинает поддерживать государство. За победу в олимпиадах платят до 1 млн рублей. Детям, показавшим талант, обеспечивают бесплатные выездные школы (в том же Сириусе). Но чтобы проявить талант и войти число избранных надо неплохо раскошелится.

Теперь завершающая вишенка на торте. Про ВУЗы.

Какой бы не был крутой ВУЗ, у него есть направления перспективные (которые активнее получают гранты и находятся на острие науки и потребностей бизнеса – например сейчас в естественных науках это биотех, наука о материалах и т.п.) и обычные, традиционные. Так вот, многие университеты сейчас перспективные направления выделяют в отдельные небольшие факультеты (или устраивают на них отдельный набор в рамках одного факультета). Как вы понимаете, сочетание «небольшие» и «перспективные» означает бешенный конкурс, что в свою очередь означает высочайшие требования к баллам ЕГЭ. Например, для поступления на биотех в МГУ требуется сдать ЕГЭ по 4 предметам не менее чем на 95-96 баллов. Это практически невозможно (для получения высшего балла надо решить очень крутую олимпиадную задачу – последнюю в ЕГЭ. По трем предметам. Плюс безошибочный русский на 100 баллов).

Откуда же они набирают детей, если сдать ЕГЭ для поступления в этот ВУЗ невозможно? Правильно, с олимпиад. Победа в олимпиаде 1 уровня дает 100 баллов по ЕГЭ по одному, а иногда и по нескольким предметам (Олипиада Нанотехнологии , например).

Поступить на самые элитные факультеты ВУЗов можно только по олимпиадам, которые можно успешно написать, учась в топовых физмат школах, куда надо готовится с репетиторами с 1 класса.

Общее резюме: выводить сейчас среднюю картину российского образования все равно что считать среднюю температуру по больнице с учетом морга. Да – мы круто побеждаем на олимпиадах, но для этого созданы отдельные спецшколы. При этом есть и морг – большинство выпускников обычных школ часто осваивает только элементарную арифметику, которую и то забывает через 4-5 лет. Я не знаю критерия для сравнения современного образования с другими странами или с СССР 1970-1980 ых, потому что расслоение по качеству образования огромное.

Аналог в спорте можно провести. Раньше в хоккей играли в каждом дворе. В сборную красную машину можно было набрать сильных игроков, потому что в хоккей более-менее неплохо играл каждый, и постепенный отбор на турнирах (начиная с дворовых) позволял выявлять лучших. Сейчас все по-другому – изначально отбирают тех, кто способен тренироваться (имеет мотивацию и мышцы) и платить за набор хоккейной экипировки и за тренировки и стараются из них воспитать супер спортсменов. При этом много талантливых, но необеспеченных детей остается за бортом. С образованием в области математики та же ситуация. Изначально формируется ядро избранных, которое доводится до международных побед. Чтобы войти в их число мало только мотивации и таланта – нужны еще и деньги.

И последнее главное резюме. Лучшая инвестиция ваших денег сейчас – это ваши дети.
Выше пост "очень умного" человека,
(Anonymous)
но с "неумными" мыслями. Итог всех его умных рассуждений - тривиальная мысль, - Да, при капитализме происходит расслоение людей на КЛАССЫ, но на самом деле не только в образовании, а В ПРИНЦИПЕ. Чтобы понять это, достаточно быть просто немного ОБРАЗОВАННЕЕ (чем этот умник) . То есть изучить, например, хотя бы МАРКСИЗМ. А этот господский ХОЛУЙ льёт крокодиловы слёзы о несчастных "ломоносовых". Сам будучи ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ этого подлого капиталистического режима (элитно преподаёт, элитно репетирует, элитно ПОЛУЧАЕТ, ...). Да ещё заботится, негодяй, о будущем этого враждебного всему человеческому общества (высоком образовании для ЛУЧШИХ, наиболее "грантоёмких" технологиях и т.п. Капитализм В ПРИНЦИПЕ не способен, что либо создавать (в частности, в науке), он может только КРАСТЬ созданное. И об эффективности этой КРАЖИ именно и заботится этот "умник".