Приоритеты властей России в науке и технологиях

https://spydell.livejournal.com/2018/03/12/
«Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15–20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением.

Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, – для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы.

Надо искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.
Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг – сокращаться.

Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуника-ционные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос.

Итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высококапитализированных, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке. Именно такие корпорации, сочетающие деятельность от перспективных исследований и разработки продукции до производства, поставки и обслуживания высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. Они же дают заказы малым инновационным компаниям, скупают удачные стартапы.

Если какая-то страна оказывается аутсайдером в передовых технологических решениях, она несет постоянные экономические потери. Даже если на ее территории расположены сборочные производства – львиная доля прибыли уходит туда, где расположены головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро.

Российская экономика может не только покупать – она может порождать инновации. Наше место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности.
Высокий уровень образования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства – мы обязаны задействовать все эти факторы.

Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов.

Преимущественное развитие исследовательских университетов не означает пренебрежения ролью Российской академии наук и государственных научных центров. Наоборот, устойчивое развитие институтов РАН возможно только в условиях, когда они могут выбирать себе сильное пополнение.»

Узнаете полет мыслей?( Свернуть )
Знакомые рассуждения? Но это писал не я, а Путин в начале 2012 года в рамках семи предвыборных статей.
Разве поспоришь со сказанным? Все четко и по делу в контексте того, что я писал последние несколько лет.

Там же
«Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в 1,5 раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое.»

Высокотехнологическое производство в России на текущий момент относительно 2011 грохнулось на 15-30% по ключевым позициям продукции гражданского назначения.

https://ic.pics.livejournal.com/spydell/22074195/1284972/1284972_original.png

Лишь оборонка не дала окончательно самоликвидироваться техно-продукции. Соответственно и доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей сократилась. Ни о каком росте в 1.5 раза речи не идет.

С высокотехнологическим экспортом дела обстоят не лучше, мягко говоря. 41 место России в мире на 2016 год. В провальном 2000 году Россия была на 34 месте в мире, а в катастрофическом 1995 году на 31 месте. А на душу населения - 64 место в мире. вместе с Чили, Уругваем, Катаром, Ливаном, Саудовской Аравией, Индонезией и Венесуэлой. Доля высокотехнологического экспорта в общем экспорте выросла, но за счет эффекта выпадения нефтегазовых доходов. Текущая доля ниже, чем в период 90-х годов. Глобальная доля балансирует около 0.25-0.3%

«Необходимо создать высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6–1,7 раза.»

Ничего не напоминает рост реальных доходов в 1.6-1.7 раза? )) 1.5 недели назад Путин общал лишь 1.5 раза! ) На самом деле реальная зарплата выросла не 60-70%, а на 2.5% (два с половиной!) с момента инаугурации Путина (с мая 2012)

«Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня».

Доля предприятий, внедряющих технологические инновации не выросла до 25%, а естественно упала до 7.3% - гораздо ниже, чем начинали.

Все как то мимо выходит...
--
Спустя шесть лет, Путин в обращении ФедСобранию:

«И наконец, в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на её вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны. Подчеркну это: именно решающими.

Объясню почему. То, о чём сейчас скажу, абсолютно не связано с внутренним политическим циклом и даже с выборами Президента. Кто бы ни был избран Президентом, каждый гражданин России, все мы вместе должны прочувствовать и понять, что происходит в мире, вокруг нас и какие вызовы стоят перед нами.

Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит.

Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате – потерю суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании,
привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.

Повторю: изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Мы готовы к настоящему прорыву.

Эта уверенность основана на тех значимых результатах, хотя внешне, может быть, и не таких ярких, тем не менее на таких результатах, которых мы уже добились вместе, на сплочённости российского общества и, главное, на колоссальном потенциале России, нашего талантливого, творческого народа.

Именно отставание – вот главная угроза и вот наш враг. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться. Это как тяжёлая хроническая болезнь, что неутомимо, шаг за шагом подтачивает и разрушает организм изнутри. Организм часто этого и не чувствует.»



В действительности, у правительства даже близко не было никаких намерений по развитию и увеличению финансирования науки и образованию.
Структура расходов, чтобы все понимали куда идут деньги.

https://ic.pics.livejournal.com/spydell/22074195/1286577/1286577_original.png
Согласно отчетам Министерства финансов, в 2017 году расходы федерального правительства на науку, технологии и высшее образование были на 15% ниже, чем в 2011 в реальном выражении и на 25% ниже, чем в 2013! Данные на графике указаны в млрд руб в ценах 2017 года.

Без учета высшего образования выходит минус 10% и 25% соответственно.

Доля расходов на науку и высшее образование в общих расходах фед.правительства снизилась до 7.2% в 2017 против 8.2% в 2011 (до всех этих грандиозных залихватских планов) и 8.7% на пике 2013 года.

Особенно мощно досталось Российской Академии Наук, которую в следствие реформ интегрировали в ФАНО, лишив большей части доходов от собственности, но этого оказалось мало и правительство с 2013 года сократило расходы не менее, чем на 25% от 2013 года в реальном выражении. В целом общее снижение доходов РАН пов сем направлениям составило минимум 35-40% с учетом инфляции от 2013 года!!

В принципе, это все, что нужно знать о приоритете властей в контексте развития технологий.

Общие расходы на исследования и разработки всей экономики (бизнес + государство) почти не выросли за 10 лет с 2007 года в реальном выражении.

Зато реальные технологические лидеры, такие как США, Китай и страны ЕС расходы на R&D наращивают. Китай за 10 лет нарастил расходы R&D с учетом инфляции в 3.7 раза, а с 1990 года почти в 40 раз!!! У России с 1990 года расходы рухнули на 35%! Китай уже обогнал все страны ЕС (28 стран) и в 2018-2019 обгонит США. Вот где история успехов. А ведь в середине 90х Россия и Китай были на одном уровне.

Патентная активность России в высокотехнологических отраслях занимает меньше полу-процента от мира.

Кстати, эти 0.3-0.5% процента соответствуют всему технологическому производству и экспорту России, даже с учетом ОПК. Т.е. буквально ничто…
Вот собственно, краткие итоги забористых планов 2012 по прорыву высокотехнологического производства и науки на новые рубежи. Прорвались таки, но только вниз. Кстати, создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест из майских указов находятся там же...

Убительные литературные пассажи властей и грандиозные планы о развитии экономики и науки, как обычно драматические разбиваются об реальность. Пропаганда отдельно, реальная экономика и планы отдельно.