марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Categories:

Суперавианосец «Ульяновск» – страшный сон российского флота

15.03.2018/http://3mv.ru/106298-superavianosec-ulyanovsk-strashnyy-son-rossiyskogo-flota.html

Если бы тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск» был достроен, он стал бы плавающей громадой длиной более 300 метров с водоизмещением в 85 тысяч тонн. На борту корабля могла бы разместиться авиационная группа из самолётов и вертолётов в количестве до 70 машин.

Оснащённый атомной энергоустановкой суперавианосец в сопровождении советских военных кораблей и субмарин не позволил бы американскому флоту приближаться к берегам своей страны.

Однако «Ульяновск» – это грандиозный, но нереализованный проект. Россия не смогла закончить постройку из-за финансовых проблем. После завершения холодной войны российская экономика пришла в упадок, и строительство новых кораблей стало невозможным.

«Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году. Но сегодня Кремль тратит миллиарды рублей на модернизацию войск, и России необходим новый суперавианосец для противостояния с США.

Большой проект, неподходящее время

«Ульяновск» был заложен в 1988 году, когда начался распад СССР. Это был настолько масштабный проект, что строители смогли бы завершить постройку не ранее середины 90-х годов.

Строительством корабля занимался Черноморский судостроительный завод в Украине, известный как Южная верфь 444 в Николаеве. Это старейшее предприятие, история которого началась в XVIII веке, когда князь Григорий Потёмкин в 1789 году распорядился построить верфи для восстановления российских кораблей, получивших повреждения в ходе Русско-турецкой войны.

На этих верфях был построен знаменитый броненосец «Потёмкин», на борту которого в 1905 году произошло восстание. По мотивам этих событий Сергей Эйзенштейн снял ставший классикой фильм «Броненосец “Потёмкин”».

В ранний советский период завод строил военные корабли. В 60-70-е годы на Южной верфи 444 были построены противолодочные крейсера типа «Москва» и «Киев».

Но ни один из этих кораблей не сравнится с «Ульяновском».

Названный в честь родного города Владимира Ленина авианесущий крейсер был огромным, даже по российским стандартам.

Двигательная установка состояла из четырёх атомных реакторов КН-3, которые предназначались для гигантских атомных крейсеров типа «Киров», наподобие тяжёлого атомного ракетного крейсера «Фрунзе». «Ульяновск» мог развивать скорость в 30 узлов.

Суперавианосец мог разместить на борту как минимум 44 истребителя Су-33 и МиГ-29. «Ульяновск» был оборудован двумя паровыми катапультами, трамплином и четырьмя авиафинишёрами, поэтому полётная палуба была бы оживлённой.

Конструкция предусматривала наличие трёх подъёмников с грузоподъёмностью в 50 тонн каждый, с их помощью самолёты попадали из ангара на взлётно-посадочную полосу. Кроме того, на борту «Ульяновска» могли базироваться вертолёты для выполнения поисково-спасательных работ и задач противолодочной обороны.

Предполагалось, что экипаж будет состоять из 3400 человек – это вполовину меньше команды американских авианосцев класса Nimitz, но сопоставимо с экипажами других советских судов.

Для чего нужен суперавианосец?

СССР горел желанием создать суперавианосец. Массивные корабли – это обычное дело для советского или российского флотов.

Сегодня в распоряжении России находится лишь один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», постройка которого была завершена в 1985 году. Он значительно уступает «Ульяновску» в размерах. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» преследуют технические проблемы, и без сопровождения буксирного судна он в море не выходит.

Но для постройки «Ульяновска» были причины. Профессор американского Военно-морского колледжа Джеймс Холмс рассказал, что СССР хотел создать «синий» оборонительный пояс в удалённых от берега водах.

«Синий пояс» – это комбинация наземных, морских и воздушных сил, которые сообща препятствуют американским авианосцам и подлодкам. Россия могла охранять свои границы и обеспечивать безопасность вооружённых баллистическими ракетами подводных лодок, которые выполняли задачи ядерного устрашения.

«В то время эти подлодки неделями находились на безопасных глубинах, – рассказывает Холмс. – Авианосцы могли помочь СССР выполнять военные операции в воздухе и на земле в рамках “синего” оборонительного пояса, выслеживая силы специального назначения ВМФ США, проникающие в евразийские воды».

Кроме того, на постройку «Ульяновска» СССР сподвигла национальная гордость.

«Москва желала доказать, что СССР способен потягаться с конкурентами, – объясняет Холмс. – Америка считает себя сверхдержавой, и чтобы не отставать, советские лидеры захотели обзавестись такими же игрушками. Обычно так ведут себя дети, но это основные человеческие мотивы».

«Дело не только в боевых задачах и миссиях, на выполнение которых способны авианосцы, – подчёркивает Холмс. – Речь идёт о предназначении и величии страны».

Но в середине 90-х годов российские суда ржавели на приколе, а морякам не выплачивали деньги, и США решили вмешаться, чтобы помочь утилизировать советские атомные подлодки и обеспечить безопасность российского ядерного арсенала.

«Советская сторона действовала грамотно, – отмечает Холмс. – Москва не собиралась обрекать себя на гибель в погоне за соперником. СССР был великой континентальной державой, и его армия и воздушные силы нуждались в финансировании. Проект по постройке суперавианосца оказался непозволительной роскошью».

«Когда нет возможности поддерживать существующий флот в боеспособном состоянии, негде найти средства для обслуживания первого атомного суперавианосца – судна, которое потребует неподъёмных людских резервов».

Москва вновь наращивает военную мощь?

Но сегодня Россия вновь стремится воплотить в жизнь мечту о суперавианосце. По словам главнокомандующего ВМФ РФ (до апреля 2016 года) Виктора Чиркова, у России появится авианесущий крейсер. Проект находится в разработке.

Российские СМИ сообщают, что планируется создание нового типа авианесущих крейсеров. Корабли будут несколько крупнее американского Nimitz, они смогут вместить 100 самолётов.

Но из-за экономических проблем и затрат на обслуживание и модернизацию устаревающего флота возникают сомнения в том, что Россия сможет построить столь дорогой корабль.

Холмс полагает, что стоимость нового российского авианесущего крейсера приблизительно оценивается в 8,5 миллиарда долларов, а на его постройку уйдёт до 7 лет. Но профессор подчеркнул, что относительно постройки корабля Россия настроена серьёзно.

У великих держав, и Россия считает себя таковой, есть авианосцы, поэтому корабль станет символом национального возрождения и предназначения. Другими словами, новый авианесущий крейсер сгладит воспоминания о сложных временах распада СССР.

«Иностранцы считают СССР мрачной страной, но россияне помнят его величие, – говорит Холмс. – Это устоявшееся впечатление».

Для российского флота провал проекта по постройке «Ульяновска» стал самым ярким и неприятным воспоминанием.
Tags: Авианосец Ульяновск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments