марафонец (marafonec) wrote,
марафонец
marafonec

Должно ли быть наказание за вранье и манипуляцию?

https://radmirkilmatov.livejournal.com/2018/03/27/

Зима, вечер, на улице минус 20, снег, метель, замерз, захожу в подъезд, поднимаюсь... а между этажами под батареей — пушистый комочек, из которго на меня смотрит, не мигая, пара зеленых глаз. Котенок. Совсем маленький. Что-то синее, мокрое, продрогшее, с печальной безнадегой и недоверием — а ну как не пройду, а пну... Поднимаюсь — котенок тихо отодвигается в дальний от меня угол и с обреченностью вжимается в стену. Остановился напротив, а он тихо пискнув, делает маленький шажок навстречу и снова сжимается в клубок — так теплее. Тощий, понятно, что голоден — нашел время среди зимы оказаться на улице. Шерсть выглядит мокрой от растаявшего снега...

К чему это?
Похожим образом успешно манипулируют людьми.

Нормальный честный человек сопереживает, расчувствовался,
полез в кошелек, подал голос, вышел на митинг....
А котенка-ведь — нет.
Эмоции подняты на пустом месте.

Подобным образом в человеке затрагиваются его лучшие качества, используются позитивные переживания, используются положительные эмоции — и с ними дальше вкладываются в человека «мессиджи». Какие? От поддержи внешней политики — до повышения налогов, тарифов ЖКХ... или про конфликт поколений и одиночество. Если вы с такой техникой не сталкивались — это не значит, что ее нет.

Когда имел дела с манипуляторами — умеешь их видеть. О них лучше знать, их надо понимать. Другое дело, что порядочный человек до них не должен опускаться. Но - должен ли он о них молчать?


К чему это? про фильм «Движение вверх».

Посмотрел. Приятно не было. Сразу увидел в фильме большое число несоответствий времени и нравам: открытый антисоветизм героев, странный набор безнадежных болезней, не логичные эпизоды, много размазано соплей, которые характерны как раз для манипуляторов, много чернухи, кавказа, негров, событий, которых откровенно быть не могло — короче, задумался и прочитал книжку Сергея Белова «Движение вверх», по которой сделан фильм.

Задумался еще сильней.
Прочел книгу Гомельского младшего про тот же матч.
Задумался о фильме.
И в довесок — прочел версию книги, которая сегодня валяется в книжных магазинах «на основе автобиографии».


Вывод меня ошеломил: книга отличная,
а фильм по ней — полное говно.
И самое жуткое — фильм сделан вообще не по книге.
Сергей Белов умел пять лет назад, он возразить не мог.
Если вдовы некоторых участников событий - возмутились, то за Белова не вступился никто.

Его книгой и именем воспользовались, чтобы сделать пропагандистскую поделку, которая не имеет отношения к настоящим героям, специально, чтобы выделить противостояние «мы» - «они», пробудить в зрителе неуместный патриотический угар. .

Почему «неуместный»?
Вопрос скользкий.
Поясню, с Вашего позволения...

Большинство участников и зрителей тех событий сходятся на том, что матч сборная СССР (и тренер) проиграли. Да — они вели весь матч, но упустили игру.
Там была игра, а не геройство.
А что произошло в конце матча — было чудом.
Случайностью.
Божьим промыслом.
Тем, что из себя и представляет жизнь.

Зачем люди смотрят спорт и болеют за спортсменов?
Потому что как-то так Г-дь проявляет нам свое благоволение. Как-то так можно поверить, что мы ему не безразличны. Как-то так убеждаешься, что Б-г есть,
и Он все видит.

Фильм кошмарен во всем.
Враг должен быть жесток и обезличен?
«Свой» должен пробуждать сочувствие и жалость — во всем.
Отсюда начинают самые примитивные манипуляции.

Хотя все участники того матча в книгах Белова и Гомельского имеют историю, характеры. И использование примитивных пропагандистских приемов — для того, чтобы возбудить в тебе патриотический угар — для чего?

Патриотизм должен быть вдумчивым, с мозгами, а если этого нет — патриотизм становится формиой отсроченного зла. Еще более вредного, потому что он опирается на темную сторону психики, на истерию.



В конце 90-х мне случайно пришлось пересечь с баскетболом. Вчерашний провинциальный пацаненок — я оказался на вершине столичного финансового бизнеса — и по блату записался в первый (и тогда самый лучший) спортзал Gold's Gym, на бывшем стадионе Юных пионеров. Вечером зал был переполнен. Потому занимался я там чаще всего днем, когда там было минимум народу. У директоров свои преимущества. Когда ты приходишь на работу к семи утра, а уходишь в десять вечера, в дневное время можно найти личное время. Работал хорошо и акционеры терпели подобные чудачества. А в зале рядом со мной каждый день тренировалась баскетбольная команда ЦСКА, где были олимпийские чемпионы и вице-чемпионы мира.

Спорт меня всегда интересовал, потому там я смотрел и наматывал на ус — все, что происходило вокруг... Зарплаты в тогдашнем ЦСКА почти не платили. Команда разваливалась. Я поневоле слышал разговоры, которые совсем не предназначались для кого-то со стороны. Того интересного, о чем говорили вокруг баскетбольного ЦСКА конца 90-х - могло хватить на несколько книг.

Человеком тогда я был молодым, энергичным, отчаянным — потому занимался каждый день. Меня принимали за кого-то «из своих». Спустя несколько месяцев мне при встрече кивали все звезды тогдашнего ЦСКА: Тихоненко, Еремин, Кисурин, Куделин, Карасев,... спортсмены и тренеры, многократные заслуженные и чемпионы. Короче, баскетболом я и до того интересовался, а тогда походил на мальчишку, который смотрел снизу — вверх, рядом с которым взрослые пацаны творили историю.

Тут стоило бы напомнить, чего добилось то поколение. По сравнению с ними, наша сегодняшняя баскетбольная сборная — это скопище пижонов и неудачников. Там были люди, которые дважды выиграли серебро на чемпионатах мира (1994 и 1998, один раз — следом за американской Dream Team, другой раз - вслед за Югами, которые в те годы были не хуже Dream Team), они бывали вторыми и третьими в Европе. Это было последнее советское поколение. Сборная СССР прекратила существование. Литовские баскетболисты на ее останках сформировали собственную команду (и обыграли наших на Играх в Барселоне-92). Эта была та команда, которую отчаянно засуживали все, начиная с югославов и греков.

Когда я в первый раз увидел в зале Сергея Белова... у меня подкосились ноги. Я видел баскетбольную хронику, знал статистику, слышал про Джордана и Джонсона. Но это были чужие герои.
Когда Белов после этого уехал в Пермь — и поднял безвестный и «никакой» до него «Урал-Грейт» до чемпионов России — я воспринимал это как личный праздник. Белов, человек-легенда, стал моим земляком, построил там себе дом.

Сейчас я понимаю, что знакомство с чужими судьбами - до добра не доводит... через два года таких тренировок я бросил работу — и судьба вынесла меня в парусный спорт, где я неожиданно для самого — с воодушевлением нашел себе тренерскую работу.


И вот смотрбю фильм
читаю автобиографию Белова,
потом «новоиздат» этого года «по мотивам биографии» -
и вижу: некому заступиться за людей.


За Кондрашина вступились его вдова. Из-за нее тренера переименовали в «гаранжина». За Александра Белова вступилась вдова. Ее «послали». Одного из лучших баскетболистов мира — сделали инвалидом, который не может провести на поле больше 5 минут без перерыва... А за шесть дней до «того» матча реальный Александр Белов накидал в корчину Пуэрто-Рико 35 очков...

Хорош «инвалид»...

У Сергея Белова украли название книги, имя, сделали уродливый скетч — с другими темами — о другом, с другими выводами, с пропагандисткой ахинеей - вместо Личности.

Здесь даже не о том, что капитан сборной Модест Паулаускас в фильме представлен «махровым» антисоветчиком. В книге Сергея Белова это удивительно скромный и порядочный человек, самый близкий друг, на которого Белов расситывал, как на самого себя. В книге не оказалось ни одного сюжетного хода из фильма, ни одной из реплик героев. Приписывать советскому человеку антисоветизм, потому что он литовец — это небюлагодарность, глупость и расизм. Можно мыслить националистическими штампами. Но лгать и оскорблять человека, который был центральным игроком советской сборной, потому что он литовец.

Авторам фильма вообще похоже, было наплевать на реальную историю. Они хотели сделать «шоу» и потому знали, как должно быть.


Мы часто ругаем американскую культуру за ее примитивность и шаблоны.
Поздравляю.
Мы взяли эту «вершину».
Сложно сказать, чем авторы фильма отличаются от тех самых американцев, которым они себя противопоставляют. Они такие же лживые манипуляторы.А раз так — то в чем смысл противостояния?

Сыну Кондрашина — инвалиду колясочнику — никогда не собирали деньги на операцию. В 1972 году ему было 20 лет. И все эпизоды с ним — манипуляция. Когда тебе лгут и «давят на жалость» - как должен реагировать нормальный честный человек?


Кстати, в книге часто поминается одна любопытная деталь, которая совсем не показана в фильме. Именно эта деталь подкупает искренностью и честностью. Это про постоянные и большие нарушения режима. Про алкоголь. Памятуя результаты советской баскетбольной сборной - ... увы... не тем лечат нынешнее поколение...

Александр Белов в 1972 году был абсолютно здоров. Его болезнь и смерть — результат годового запоя, когда его вывели, отчислили и лишили работы… Ему предлагали амнистию — после перехода в ЦСКА — за предательство «своих». За это армейское непотребство Сергей Белов в своей книге осуждал Гомельского. И книга Белова — посвящена тому, что он всю жизнь не хотел быть таким, как Гомельский.

После смерти Сергея Белова - его имя и тело приватизировала Федерация баскетбола и ветераны ЦСКА. Они привезли покойника в москву и похоронили с человеком, которого он мягко говоря, недолюбливал. Говоря по чесноку — не терпел, от которого он поимел много неприятностей. И об этом знал сын Гомельского, который честно написал о сложнейших взаимотношениях своего отца - с лучшим игроком его команды.

Мелочи, вроде того, что Сергей Белов был без услов, он их отрастит только через пять лет — это уже действительно мелочи. Фильм же — не про баскетбол, а про патриотический угар.

Сбор в Сухуми перед Олимпиадой — не был связан ни с какой свадьбой сестры. Они размещались на одной из баз сборной, там же познакомились с фехтовальщиками, которые тоже тренировались там перед олимпиадой.

Не было никаких матчей с дворовыми американскими пацанами. Никаких ставок с икрой. Хотя, про контрабанду — в книге Белова много. Не было попыток отказаться от финала, не было евреев родственников, даже захват заложников состоялся перед полуфиналом, а не перед финалом, не было ЭТИХ героев.

Понятно, что есть вещи, которые создают «кино». На которых повязаны «сюжет» и «картинка», но — какой ценой. В фильме от книги — только название и более менее хронология матча (да и то — с другими главными героями, другой интригой)....

Если уж хотелось найти название для фильма — то зачем брать имя человека, который думал иначе и совершенно иначе понимал эти события. Белов много сделал для советского баскетбола. И перевирать его мысли, книгу, биографию — это еще больше кощунствовать.


Другими словами — если фильм вас заинтересовал — прочтите книгу. Эта Книга совсем не про конкретный матч. Это история 40 лет его жизни. Сложных взаимоотношений с Гомельским, дружбы с партнерами, спортивной судьбы.

Это сложное размышление о философии спорта, о его месте в жизни. Белов был игроком от Б-га, тренером сборной, дважды приведшим российский баскетбол к вторым местам мировых первенств, президентом федерации, возглавлял студенческий спорт...

К национальному достоянию нужно относиться бережно.
Понимать личность.
Не врать, не искажать его память.

Мы обижаемся, когда кино показывает доброго Сталина. Негодуем, когда его показываем преступником. Мы мыслим шаблонами и искренне негодуем, когда нам тычут в нос его ошибками и преступлениями.
А сами - …
на наших глазах переврали одно из самых замечательных событий в истории советского спорта.

Студия Никиты Михалкова — возможно дала нам замечательный пример того, как в угоду политике перевирают прошлое. На наших глазах, под хлопанье невежд и патриотические «ура».

Для себя давно решил — я ни одного рубля не отдам в кассу этого халтурщика. Лучше заплачу пиратам — чем манипулятору. Человек считает себя художником? Вперед. Только без моего участия. Казалось, ниже этому человеку уже падать некуда... а он все удивляет...

Хотя... если таким образом и работает кино вообще — это ли не повод задуматься?

если фильм Эйзенштейна «Октябрь» - сделан по тем же правилам, по которым сделано «Движение вверх» - значит нам скормили вранье и халтуру. И мы ничего не понимаем в том, что на самом деле было в октябре 17-го. Если фильмы про Отечественную войну сделано теми же «поденщиками» - значит, в нашем понимании своего героического прошлого — столько вранья...

за фейковые новости прринято осуждать. А что делать за фейковые фильмы — которыми в гражданах будят противостояние «мы — они», где как норма подается вранье и клевета? И вместо памяти живых — возвышаются химеры. И об этом не я сказал — это утверждают вдовы участников Финального матча.

Сергей Белов был выдающимся спортсменом и хорошим человеком. Он заслуживал лучшей памяти. Модестас Паулаускас был одним из главных игроков нашего баскетбола. В благодарность за его труд - он заслуживал лучшего. Александр Белов был сильнейшим игроком нашей сборной. Предсталять инвалидом — это как использовать истоию про котенка. Тренер Кондрашин был человеком, а не персонажем комикса.


Поднять баскетбол не сложно, признавал сам Белов. По десять детских тренеров на несколько крупных городов, которые улучшат уроки физкультуры в школах, организуют школьные соревнования — стоят совсем ничего. Эффект будет через 5 лет, результат — через 10. Это — тот метод, который поднял Югославию в баскетболе. Другое дело, что рутинная кропотливая работа на будущее — сегодня не в моде. А работа в Перми самого Белова - оказалась наградой для мошенников, которые на его труде выгодно продали себя. Об этом в книге он не написал. Но то, о чем человек промолчал - обычно говорит о нем самом больше, чем то, что он сказал.

говорят, что за обман, воровство, за плохую работу — есть наказание.
Хотелось бы верить в то, что справедливость существует.
Если не на земле, то хотя бы где-то еще...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments